Image
О. Кипренский "Бедная Лиза"

Залы Третьяковской галереи с № 8 по № 15 объединяет тема живописи и скульптуры первой половины 19 века. Давайте пройдемся по залам галереи и рассмотрим некоторые шедевры.

Зал № 8 – Орест Кипренский.

В зале № 8 Третьяковской галереи преимущественно выставлены работы портретиста Ореста Адамовича Кипренского.

Интересное о художнике. О. Кипренский был внебрачным сыном помещика. Для того, чтобы жениться на своей музе, Анне-Марии Фалькуччи, художник принял католичество. Но через 3 месяца после свадьбы умер в Риме от воспаления легких.

Описание картин в зале № 8 Третьяковской галереи.

«Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)», 1827

О.Кипренский "Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина"
Зал № 8 - О.Кипренский "Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина"

Прижизненный портрет, был заказан другом великого поэта Антоном Дельвигом. Считается одним из лучших портретов А.С.Пушкина. На заднем плане – муза, поэт изображен в момент вдохновения. Особое внимание следует обратить на идеальные, отполированные ногти А.С.Пушкина и его вдохновленное лицо.

«Бедная Лиза», 1827

О. Кипренский "Бедная Лиза"
Зал № 8 - О. Кипренский "Бедная Лиза"

Создана под впечатлением от повести Н. Карамзина «Бедная Лиза». Героиня картины, совсем еще девочка, держит в руке цветок бархатца – символ своей первой любви.

«Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819

«Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)»
Зал № 8 - «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)»

К этой реальной девочке художник очень привязался. Через несколько лет, он разыскал ее в Риме и женился на ней.

«Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой», 1814

О. Кипренский "Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой"
Зал № 8 - Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой

Д.Н.Хвостова – жена первого губернатора г. Томск, изображена задумчивой и утонченной, смотрящей сквозь зрителя. Тщательно прописанные детали (украшенная спинка кресла, шаль) подчеркивают аристократичность модели.

Зал № 9 – Карл Брюллов.

В зале № 9 Третьяковской галереи выставлены работы Карла Павловича Брюллова.

Интересное о художнике. Начал учиться рисованию по настоянию своего отца, мастера живописи и гравера. В детстве был очень болезненным ребенком, но отец был с ним строг и жестко наказывал, если мальчик не успевал выполнить рисунки. От оплеухи отца будущий художник даже остался глухим на одно ухо.

Описание картин в зале № 9.

«Автопортрет», 1848

К. Брюллов "Автопортрет"
Зал № 9 - К. Брюллов "Автопортрет"

Художник изобразил себя изможденным после тяжелой болезни. Уставшие грустные глаза К.Брюллова внимательно смотрят на зрителя. Красная подушка сзади – символ стремления художника жить и творить еще. По свидетельствам современников, картина нарисована за пару часов.

"Всадница", 1832

К. Брюллов "Всадница"
Зал № 9 - К. Брюллов "Всадница"

Картина написана по просьбе графини Юлии Самойловой, музы и любимой женщины художника. На холсте изображены приемные дочки графини – Джованина, скачущая на разгоряченном после прогулки коне, и Амацилия, с восторгом наблюдающая за сестрой.

Зал № 10 и Зал № 12 – Александр Иванов.

Интересное о художнике. Отец Александра Андреевича Иванова был художником и помог сыну познать основы рисования. В Италии, изучая работы европейских мастеров и основы Библии, задумал создать масштабное произведение на библейскую тематику «Явление Христа народу», над которым трудился 20 лет. Перевезя картину из Италии в Петербург в 1858 году, художник умирает от холеры.

Описание картин в зале № 10 Третьяковской галереи.

«Явление Христа народу», 1837-1857

А. Иванов "Явление Христа народу"
Зал № 10 - А. Иванов "Явление Христа народу"

А.Иванов работал над этой картиной 20 лет, она стала смыслом его жизни. Для нее он нарисовал более 600 этюдов. Часть эскизов также хранится в Третьяковской галерее. Среди персонажей картины художник изобразил себя (сидящий странник с посохом неподалеку от Иоанна Крестителя) и Н.Гоголя (мужчина в красном, ближе всех стоящий к Христу).

Описание картин в зале № 12.

Пейзажи А. А. Иванова.

Для пейзажей А. Иванова характерно философское, вдумчивое созерцание природы.

А. Иванов "В Тиволи"
Зал № 12 - А. Иванов "В Тиволи", вторая половина 1830-х - 1840-е
А. Иванов "Вода и камни под Палаццуоло, близ Флоренции"
Зал № 12 - А. Иванов "Вода и камни под Палаццуоло, близ Флоренции", вторая половина 1830-х - 1840-е

Зал № 11 – Алексей Егоров.

Интересное о художнике. Алексей Егорович Егоров был подобран ребенком казаками во время похода в калмыцкой степи. Преподавал уроки рисования супруге Александра I императрице Елизавете Алексеевне. Именно живопись на библейские темы считал своим призванием. Участвовал в росписи церквей в Петербурге. Современники прозвали его «русским Рафаэлем»

Описание картин в зале № 11 Третьяковской галереи.

Эскиз «Истязание Спасителя», около 1814

А. Егоров - Эскиз «Истязание Спасителя»
Зал № 11 - А. Егоров - Эскиз «Истязание Спасителя», около 1814

Одна из его главных картин. На ней представлен образ настоящего героя в понимании А. Егорова – Христос, стоически переносящий мучения.

Зал № 13 – Василий Тропинин.

Интересное о художнике. Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных. Учился живописи в Академии художеств в течение 6 лет. Писал портреты хозяина-графа, его друзей, получил известность. Под давлением общественного мнения, граф нехотя дал уже 47-летнему художнику вольную.

Описание картин в зале № 13 Третьяковской галереи.

 «Кружевница», 1823

В.Тропинин "Кружевница", 1823
Зал № 13 - В.Тропинин "Кружевница", 1823

Девушка–крестьянка за работой приветливо глядит на зрителя. Картина получила самые высокие отзывы современников художника.

Зал № 14 – Алексей Венецианов.

В зале № 14 Третьяковской галереи представлены работы Алексея Гавриловича Венецианова, настоящего мастера в изображении сцен крестьянской жизни.

Интересное о художнике. Получил звание придворного живописца, организовал в Тверской губернии свою художественную школу и обучил больше 70 человек. Изображал крестьянский быт, рисовал портреты современников и иконы. Погиб по дороге в Тверь в результате несчастного случая.

Описание картин в зале № 14 Третьяковской галереи.

«Вот-те и батькин обед!», 1824

А.Венецианов "Вот-те и батькин обед!"
Зал № 14 - А.Венецианов "Вот-те и батькин обед!", 1824

На картине изображен крестьянский мальчик, разливший молоко, которое он должен был отнести работающему в поле отцу. Он грустит, предчувствуя, наказание. Собака сочувствующе смотрит на главного героя картины, пытаясь его поддержать.

«Автопортрет», 1811

А.Венецианов "Автопортрет", 1811
Зал № 14 - А.Венецианов "Автопортрет", 1811

Художник изобразил себя без прикрас в возрасте 30 лет с палитрой и кистями.

«На пашне. Весна», первая половина 1820-х

А. Венецианов "На пашне. Весна", первая половина 1820-х
Зал № 14 - А. Венецианов "На пашне. Весна", первая половина 1820-х

Зал № 15 – Павел Федотов.

Зал № 15 Третьяковской галереи посвящен творчеству Павла Андреевича Федотова.

Интересное о художнике. Рисование для П.Федотова изначально было хобби. Он был офицером и по вечерам посещал уроки рисования в Академии художеств. Тяга к искусству победила, и он в 28 лет подал в отставку. Его призванием стала жанровая живопись – изображение сцен из повседневной жизни. В 1848 г. П.Федотов стал академиком и признанным художником.

Постоянная работа по ночам и напряжение подорвали его душевное здоровье, в 1852 г. он попал в лечебницу для душевнобольных и вскоре умер.

Описание картин в зале № 15.

«Завтрак аристократа», 1849-1850

П. Федотов "Завтрак аристократа", 1849-1850
Зал № 15 - П. Федотов "Завтрак аристократа", 1849-1850

Второе название картины – «Ложный стыд».

На картине изображен франтоватый молодой человек, к которому внезапно пришел гость. Он вот-вот зайдет в комнату. Юноша в испуге – ему совершенно не хочется, чтобы кто-то видел, что весь его завтрак – это кусок простого хлеба, а кошелек совсем пуст. Ведь для окружающих он блестящий модник и утонченный интеллигент, увлекающийся искусством.

Это ироническая картина, и было бы смешно, если б не было так грустно. Ведь она не потеряла актуальности и сегодня.

«Сватовство майора», 1848

П. Федотов "Сватовство майора", 1848
Зал № 15 - П. Федотов "Сватовство майора", 1848

Рассматривая эту картину, мы как будто подглядываем в один из купеческих домов. Тут царит переполох – жених, майор, приехал знакомиться со своей невестой. Он стоит за дверями, справа, прихорашиваясь и ожидая приглашения войти. Купеческая дочка, наряженная в вечернее платье с огромным декольте и множеством украшений, чувствует себя неловко и пытается спрятаться в другой комнате, но мать властно удерживает ее за платье. Отец невесты спешно застегивает сюртук, глядя на сваху, уже зашедшую в комнату. На заднем плане в левом углу картины накрывают стол.

В 1850-1852 г. П.Федотов написал повторную картину, которая хранится в Русском музее. На ней все те же персонажи, но их лица изменились. Майор изображен более солидным, потолстевшим и заносчивым, мать – сердитой и грубой, невеста – менее жеманной и более женственной.

Мы показали только малую часть картин, которые находятся в залах № 8 - № 15 Третьяковской галереи. Поэтому непременно стоит пройтись по залам галереи самостоятельно.

Для Вашего удобства мы также подготовили полезную статью о том, как добраться в Третьяковскую галерею, графике работы, стоимости билетов и других важных мелочах, рекомендуем обязательно ознакомиться перед посещением.

Оцените статью

Оценок еще нет.

Добавить комментарий

Из этой же категории

2018-11-20

Третьяковская галерея в Москве – информация, которую нужно знать перед посещением Третьяковки. Как добраться, стоимость билетов, карта.