Залы Третьяковской галереи с № 8 по № 15 объединяет тема живописи и скульптуры первой половины 19 века. Давайте пройдемся по залам галереи и рассмотрим некоторые шедевры.
Зал № 8 – Орест Кипренский.
В зале № 8 Третьяковской галереи преимущественно выставлены работы портретиста Ореста Адамовича Кипренского.
Интересное о художнике. О. Кипренский был внебрачным сыном помещика. Для того, чтобы жениться на своей музе, Анне-Марии Фалькуччи, художник принял католичество. Но через 3 месяца после свадьбы умер в Риме от воспаления легких.
Описание картин в зале № 8 Третьяковской галереи.
«Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)», 1827
Прижизненный портрет, был заказан другом великого поэта Антоном Дельвигом. Считается одним из лучших портретов А.С.Пушкина. На заднем плане – муза, поэт изображен в момент вдохновения. Особое внимание следует обратить на идеальные, отполированные ногти А.С.Пушкина и его вдохновленное лицо.
«Бедная Лиза», 1827
Создана под впечатлением от повести Н. Карамзина «Бедная Лиза». Героиня картины, совсем еще девочка, держит в руке цветок бархатца – символ своей первой любви.
«Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819
К этой реальной девочке художник очень привязался. Через несколько лет, он разыскал ее в Риме и женился на ней.
«Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой», 1814
Д.Н.Хвостова – жена первого губернатора г. Томск, изображена задумчивой и утонченной, смотрящей сквозь зрителя. Тщательно прописанные детали (украшенная спинка кресла, шаль) подчеркивают аристократичность модели.
Зал № 9 – Карл Брюллов.
В зале № 9 Третьяковской галереи выставлены работы Карла Павловича Брюллова.
Интересное о художнике. Начал учиться рисованию по настоянию своего отца, мастера живописи и гравера. В детстве был очень болезненным ребенком, но отец был с ним строг и жестко наказывал, если мальчик не успевал выполнить рисунки. От оплеухи отца будущий художник даже остался глухим на одно ухо.
Описание картин в зале № 9.
«Автопортрет», 1848
Художник изобразил себя изможденным после тяжелой болезни. Уставшие грустные глаза К.Брюллова внимательно смотрят на зрителя. Красная подушка сзади – символ стремления художника жить и творить еще. По свидетельствам современников, картина нарисована за пару часов.
"Всадница", 1832
Картина написана по просьбе графини Юлии Самойловой, музы и любимой женщины художника. На холсте изображены приемные дочки графини – Джованина, скачущая на разгоряченном после прогулки коне, и Амацилия, с восторгом наблюдающая за сестрой.
Зал № 10 и Зал № 12 – Александр Иванов.
Интересное о художнике. Отец Александра Андреевича Иванова был художником и помог сыну познать основы рисования. В Италии, изучая работы европейских мастеров и основы Библии, задумал создать масштабное произведение на библейскую тематику «Явление Христа народу», над которым трудился 20 лет. Перевезя картину из Италии в Петербург в 1858 году, художник умирает от холеры.
Описание картин в зале № 10 Третьяковской галереи.
«Явление Христа народу», 1837-1857
А.Иванов работал над этой картиной 20 лет, она стала смыслом его жизни. Для нее он нарисовал более 600 этюдов. Часть эскизов также хранится в Третьяковской галерее. Среди персонажей картины художник изобразил себя (сидящий странник с посохом неподалеку от Иоанна Крестителя) и Н.Гоголя (мужчина в красном, ближе всех стоящий к Христу).
Описание картин в зале № 12.
Пейзажи А. А. Иванова.
Для пейзажей А. Иванова характерно философское, вдумчивое созерцание природы.
Зал № 11 – Алексей Егоров.
Интересное о художнике. Алексей Егорович Егоров был подобран ребенком казаками во время похода в калмыцкой степи. Преподавал уроки рисования супруге Александра I императрице Елизавете Алексеевне. Именно живопись на библейские темы считал своим призванием. Участвовал в росписи церквей в Петербурге. Современники прозвали его «русским Рафаэлем»
Описание картин в зале № 11 Третьяковской галереи.
Эскиз «Истязание Спасителя», около 1814
Одна из его главных картин. На ней представлен образ настоящего героя в понимании А. Егорова – Христос, стоически переносящий мучения.
Зал № 13 – Василий Тропинин.
Интересное о художнике. Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных. Учился живописи в Академии художеств в течение 6 лет. Писал портреты хозяина-графа, его друзей, получил известность. Под давлением общественного мнения, граф нехотя дал уже 47-летнему художнику вольную.
Описание картин в зале № 13 Третьяковской галереи.
«Кружевница», 1823
Девушка–крестьянка за работой приветливо глядит на зрителя. Картина получила самые высокие отзывы современников художника.
Зал № 14 – Алексей Венецианов.
В зале № 14 Третьяковской галереи представлены работы Алексея Гавриловича Венецианова, настоящего мастера в изображении сцен крестьянской жизни.
Интересное о художнике. Получил звание придворного живописца, организовал в Тверской губернии свою художественную школу и обучил больше 70 человек. Изображал крестьянский быт, рисовал портреты современников и иконы. Погиб по дороге в Тверь в результате несчастного случая.
Описание картин в зале № 14 Третьяковской галереи.
«Вот-те и батькин обед!», 1824
На картине изображен крестьянский мальчик, разливший молоко, которое он должен был отнести работающему в поле отцу. Он грустит, предчувствуя, наказание. Собака сочувствующе смотрит на главного героя картины, пытаясь его поддержать.
«Автопортрет», 1811
Художник изобразил себя без прикрас в возрасте 30 лет с палитрой и кистями.
«На пашне. Весна», первая половина 1820-х
Зал № 15 – Павел Федотов.
Зал № 15 Третьяковской галереи посвящен творчеству Павла Андреевича Федотова.
Интересное о художнике. Рисование для П.Федотова изначально было хобби. Он был офицером и по вечерам посещал уроки рисования в Академии художеств. Тяга к искусству победила, и он в 28 лет подал в отставку. Его призванием стала жанровая живопись – изображение сцен из повседневной жизни. В 1848 г. П.Федотов стал академиком и признанным художником.
Постоянная работа по ночам и напряжение подорвали его душевное здоровье, в 1852 г. он попал в лечебницу для душевнобольных и вскоре умер.
Описание картин в зале № 15.
«Завтрак аристократа», 1849-1850
Второе название картины – «Ложный стыд».
На картине изображен франтоватый молодой человек, к которому внезапно пришел гость. Он вот-вот зайдет в комнату. Юноша в испуге – ему совершенно не хочется, чтобы кто-то видел, что весь его завтрак – это кусок простого хлеба, а кошелек совсем пуст. Ведь для окружающих он блестящий модник и утонченный интеллигент, увлекающийся искусством.
Это ироническая картина, и было бы смешно, если б не было так грустно. Ведь она не потеряла актуальности и сегодня.
«Сватовство майора», 1848
Рассматривая эту картину, мы как будто подглядываем в один из купеческих домов. Тут царит переполох – жених, майор, приехал знакомиться со своей невестой. Он стоит за дверями, справа, прихорашиваясь и ожидая приглашения войти. Купеческая дочка, наряженная в вечернее платье с огромным декольте и множеством украшений, чувствует себя неловко и пытается спрятаться в другой комнате, но мать властно удерживает ее за платье. Отец невесты спешно застегивает сюртук, глядя на сваху, уже зашедшую в комнату. На заднем плане в левом углу картины накрывают стол.
В 1850-1852 г. П.Федотов написал повторную картину, которая хранится в Русском музее. На ней все те же персонажи, но их лица изменились. Майор изображен более солидным, потолстевшим и заносчивым, мать – сердитой и грубой, невеста – менее жеманной и более женственной.
Мы показали только малую часть картин, которые находятся в залах № 8 - № 15 Третьяковской галереи. Поэтому непременно стоит пройтись по залам галереи самостоятельно.
Для Вашего удобства мы также подготовили полезную статью о том, как добраться в Третьяковскую галерею, графике работы, стоимости билетов и других важных мелочах, рекомендуем обязательно ознакомиться перед посещением.
P.S.: мы сейчас в нон-стоп путешествии, поэтому я создала страничку Вконтакте, посвященную Осознанным путешествиям. Называется "Прекрасные мгновения. Путешествия". Планирую там изучать историю, искусство и прочие интересности посещенных стран. Присоединяйтесь :) https://m.vk.com/club218577675
Комментарии
Автор большой молодец что создал эту статью,очень интересная👍👍👍
Большое Вам спасибо за теплые слова! Рада, что Вам понравилось)
В этом описании нет ничего о зале № 11 - П.Басин " Бегство в Египет ", Орлов " Октябрьский праздник в Риме ", Скотти " Карнавал в Венеции ", Ф.Бруни " Меланхолия " и мн.др.
Где жемчужины коллекции П. Третьякова? Эти и многие другие шедевры провисели весь 20 век - ничего не случалось, а с приходом новой власти и З.Трегуловой начались пропажи и хищения!!?
Теперь напишите разоблачения о деятельности администрации галереи! Результат - исчезновение
шедевров и резкое ухудшение качества живописи из-за бесконечных перевозок за границу! П. Третьяков завещал коллекцию городу Москве и возить куда - то не было предусмотрено.Как известно некоторые картины уже проданы на аукционах и потеряны для России!
Здравствуйте! Большое спасибо за интересную тему к изучению.
Пишу проект про первую половину 19 века в искусстве России, очень пригодилась ваша статья😊👍
Рада, что статья была Вам полезна, благодарю за отзыв )
Добавить комментарий